Как тормозить зимой

Само собой, на процесс торможения, при различных погодных условиях и на разных автомобилях, действуют различные факторы. Делать это надо по-разному. Давайте рассмотрим несколько примеров.

На автомобилях, у которых установлена АБС, торможение выполняется посредством мощного нажатия на педаль тормоза. Основная опасность подстерегает здесь как раз того водителя, который из осторожности притормаживает на таком автомобиле лишь слегка. И тем самым создает вероятность того, что АБС просто не сработает. Между прочим, интенсивная работа тормозной педалью никакими неприятностями не грозит: при этом АБС все равно не позволит колесам пойти «юзом», а автомобиль во время торможения останется полностью управляемым. Это самое главное достоинство АБС. Даже если педаль тормоза бескомпромиссно утоплена «в пол», водитель продолжает контролировать направление движения автомобиля, всего лишь поворачивая руль в нужную сторону.

На автомобиле без АБС машина все равно продолжит двигаться прямолинейно, не подчиняясь воле водителя. Даже если вы будете поворачивать руль — это приведёт лишь к тому, что автомобиль начнёт вращаться вокруг собственной оси. Итак, если автомобиль с АБС, то выбор оптимального режима торможения не заботит водителя. А вот при отсутствии этой системы, водитель должен отлично чувствовать автомобиль сам и ни в коем случае не допускать, чтобы ведущие колеса шли «юзом».

Всё дело в том, что заблокированные колёса могут заглушить двигатель. Самое страшное, что при этом автомобиль становится полностью неуправляемым. На скользкой дороге это может привести различным аварийным ситуациям. Чтобы этого не случилось, профессионал прибегает к так называемому прерывистому, или импульсному, торможению: водитель начинает непрерывно нажимать и отпускать тормозную педаль, предотвращая тем самым блокировку колес. Каждое такое нажатие блокирует колёса лишь на доли секунды. И в этом есть два плюса. Во-первых, двигатель не успевает заглохнуть. Во-вторых, шины входят в 15-процентное скольжение. Инженерами подсчитано, что по сцепным характеристикам с дорожным покрытием такое скольжение является самым эффективным, даже если происходит на «голом льду».

Многие опытные водители включают пониженную передачу. Это ни в коем случае не увеличивает интенсивность торможения, а создает только дополнительный антиблокировочный эффект. «Подтыкая» пониженную передачу (что лучше всего делать с перегазовкой, чтобы — см. выше — не заблокировать ведущие колеса), водитель снижает вероятность блокировки ведущих колес при торможении. И, наконец, чтобы свести эту вероятность к нулю, при попадании на чистый лед допускается полностью выжать сцепление (то есть выполнить действие, которое при любых других обстоятельствах делать в процессе торможения не рекомендуется).

Инструкторы автошколы ООО «Укравтопром» советуют делать то же самое (не рекомендуемое) действие водителю, который управляет автомобилем с автоматической коробкой передач, особенно с задним приводом. В случае АКПП речь идет не о сцеплении, а о переключении селектора режимов из положения Drive («драйв») в положение N. Дело в том, что при отпущенной педали газа гидромуфта все равно передает на задние колеса определенный крутящий момент и в процессе торможения на льду часто складывается такая ситуация, когда задние колеса толкают автомобиль вперед, а передние при этом блокируются. Это значительно увеличивает тормозной путь и лишает водителя возможности изменить направление движения автомобиля.

Противники шипованной резины в зимнее время часто ссылаются на то, что такие шины будто бы плохо тормозят, аргументируя это проскальзыванием шипов на мокром асфальте. Однако стоит заметить, что, во-первых, новейшие шипованные шины представляют собой исключительно мягкие зимние шины с сильно расчлененным протектором (ламелями), и это делает их сцепные свойства гораздо лучшими, чем у летних или всесезонных шин. А во-вторых, в зимнюю погоду на влажном или покрытом снежной кашей асфальте, вряд ли любому более-менее опытному водителю придет в голову ездить так, как будто на дворе лето. Другими словами он будет стараться тормозить аккуратно концентрируя внимание на движении, при этом отчётливо понимая, что зимние условия на дороге диктуют иной стиль езды, чем в летнее время.

Стоит упомянуть ещё один нюанс, который относится к прерывистому торможению на скользкой дороге в автомобиле без АБС. Потренировавшись с инструкторами у нас на площадке, можно научиться подправлять положение автомобиля на дороге. Не давая ему при прерывистом торможении уйти в рыскание или начать вращение вокруг собственной оси. Для этого нужно всего лишь понять, как правильно корректировать положение автомобиля на дороге за счет поворотов руля в то мгновение, когда педаль тормозов уже отпущена. Тут ученику поможет интуиция и сноровка, однако овладение этим навыком полностью себя оправдывает и обезопасит вас во время езды. Этот приём говорит о высоком классе управления автомобилем.

И еще об одной тонкости процесса торможения при гололёде. Бывает, что пытаясь остановиться на автомобиле с АБС, водитель жмет на тормозную педаль, но ему кажется, что ничего не происходит: автомобиль и не думает замедляться. Водитель жмет на педаль еще яростнее, и снова безрезультатно. Ощущается только вибрация тормозной педали, а из-под капота слышатся какие-то похрустывания. Эти звуки свидетельствуют о том, что АБС на самом деле трудится вовсю. Создаётся впечатление, что не будь этой идиотской АБС — тормозить было бы гораздо легче. Но это не так. При отключенной АБС автомобиль быстрее не остановится, ведь под его колесами — сплошной лед. Значительно наибольший эффект даёт правильная оценка состояния дорожного покрытия: может, нужно ехать метром правее или левее, или вообще уйти на заснеженную обочину, чтобы «зацепиться» за нее правыми или левыми колесами «по-настоящему». Вот такие действия заметно увеличивают шансы на благополучную остановку.

Итак, учитывая все вышесказанное, на вопрос, как тормозить зимой, опытный водитель ответит так: всегда стараться избежать ситуаций, в которых экстренное торможение может прийтись на обледенелый участок дороги. А чтобы определить, как «держит» покрытие под колесами автомобиля, прибегают к пробному торможению, слегка прикасаясь к тормозной педали и оценивая реакцию автомобиля.